Тормозные колодки: виды, характеристики и особенности эксплуатации
Исправная тормозная система — главное условие обеспечения безопасности вождения. Поломка тормозов является прямым руководством к посещению сервисного центра. Управление автомобилем в этом случае запрещено. Любое передвижение возможно только на эвакуаторе.
В каждом автомобиле есть запчасти, относящиеся к категории расходников. Они со временем изнашиваются и требуют замены. Часть деталей не обязательно сразу менять. Например, воздушные или топливные фильтры. Даже в забитом состоянии они могут еще какое-то время работать без ущерба для самого авто. Другие же расходные детали требуют оперативной замены. К ним относятся все компоненты тормозной системы.
Почему важно правильно выбирать и обслуживать колодки
Признаки износа тормозных колодок:
- резкий металлический скрежет при торможении;
- срабатывание датчика на приборной панели;
- изменение тормозного пути без каких-либо внешних воздействий (погодные условия, дорожное покрытие);
- стук и вибрация в руле.
На первых этапах признаки могут появляться и через время пропадать. Уже в этот момент стоит обратиться в сервисный центр для замены запчастей.
Тормозные колодки для легковых авто — один из важнейших компонентов тормозной системы. В то же время они являются расходным материалом. От правильности выбора запчасти во многом зависит ее срок службы и особенности эксплуатации. Для того, чтобы не ошибиться с выбором, нужно знать, какие бывают тормозные колодки, их особенности и отличия.
Как работают тормозные колодки
Все тормозные системы можно разделить на 2 группы: дисковые и барабанные. В первом случае используется тормозной диск, а тормозная накладка находится с внешней стороны. При нажатии на педаль тормоза усилие передается на колодку. Она начинает прижиматься к тормозному диску, останавливая движение автомобиля. Подавляющее большинство современных машин оснащены дисковыми тормозами. Поскольку нагрузка на передние колеса при торможении больше, размер передних тормозных колодок больше, чем задних.
В барабанной тормозной системе используется барабан. Тормозные колодки расположены внутри него. При расширении колодок происходит их соприкосновение с барабаном, что приводит к торможению. Барабанные тормоза чаще встречаются на старых моделях авто, но их также можно встретить на некоторых современных машинах. В этом случае барабанные тормоза ставятся на заднюю ось.
Безопасность и эффективность торможения
Главная задача тормозных колодок — затормозить автомобиль, передав усилие на тормозной диск или барабан. Эффективность этого процесса зависит от правильности выбора и установки запчастей, их совместимости друг с другом. Важно не только определиться с маркой производителя расходников, но и учесть климатические условия использования деталей и стиль вождения.
Основные виды колодок
В зависимости от типа тормозной системы тормозные колодки имеют округлую или прямую форму. Они состоят из 2 частей: металлического основания и фрикционной насадки. Именно последняя вступает в контакт с диском или барабаном.
Универсальных тормозных колодок не существуют. Они различаются по размеру, форме и типу фрикционной накладки. Тормозные колодки, как и другие запчасти, подбираются по ОЕМ-номеру. Это специальный код, присвоенный автопроизводителем. Его соответствие гарантирует совместимость детали с автомобилем.
Один из главных критериев выбора — отличие колодок по материалу фрикционного покрытия. Они делятся на:
- Керамические. Главными компонентами состава являются керамические волокна с цветными металлами или каучуком. Запчасти этого типа не пылят, характеризуются длительным сроком службы, быстрой реакцией на воздействие тормозной системы. При этом керамика плохо рассеивает тепло. Это может стать причиной перегрева колодок и тормозных дисков, что может привести к выводу из строя тормозной системы.
- Органические. К такому типу относятся колодки, в составе которых не менее 15% одного из компонентов: графита, углерода, различных видов резины. Запчасти считаются самыми мягкими и бесшумными. Органические колодки практически не изнашивают тормозные диски. К минусам можно отнести короткий срок службы, быстрое перегревание.
- Полуметаллические. Такие колодки являются одним из самых бюджетных вариантов. В основе сплавы цветных и черных металлов с добавлением смол, синтетических компонентов, графита. Процентное содержание — 50-70%. Полуметаллические тормозные колодки отлично переносят высокие температуры, характеризуются длительным сроком службы. К минусам можно отнести снижение качеств при отрицательных температурах, негативное влияние на диски и барабан, повышенная шумность.
- Низкометаллические. Их можно отнести к предыдущей категории. Процентное содержание металлов — 15-30%. Колодки отлично проводят тепло, но характеризуются высокой шумностью, пыльностью и снижением свойств при отрицательных температурах.
Практически во всех современных автомобилях используются керамические или полуметаллические тормозные колодки.
Сравнительные характеристики разных типов колодок
Сравнение тормозных колодок проводится по 4 основным критериям:
- коэффициенту трения;
- износостойкости;
- уровню шума;
- термостойкости.
Коэффициент трения
Коэффициент трения — показатель того, насколько эффективно тормозные колодки сцепляются с тормозными дисками. Его можно найти на самой запчасти. Коэффициент трения обозначается буквами FG и числовым значением. F — показатель в «холодном» режиме, G — в разогретой системе. Практически у всех легковых машин показатель равен 0,25-0,35. У гоночных автомобилей коэффициент трения больше 0,5. Это связано с тем, что тормозная система спорткаров быстрее и сильнее прогревается, поэтому для торможения подходят колодки, способные выдерживать высокие температуры без потери свойств.
Износостойкость
Этот показатель определяется положением колодок, материалом фрикционного покрытия, погодными условиями и стилем вождения. Самыми износостойкими считаются передние колодки, поскольку на них идет максимальная нагрузка. На длительность срока службы также влияют погодные условия и правильность выбора материала фрикционной накладки. Так, керамические колодки при постоянных отрицательных температурах прослужат меньше, чем полуметаллические.
Уровень шума
Самыми бесшумными считаются керамические колодки. Они устанавливаются на большинство современных автомобилей. Полуметаллические изделия уступают по этому показателю. При этом важно помнить о моменте притирки деталей. На начальном этапе можно слышать скрежет. Он постепенно проходит. Это не является нарушением технологии монтажа. Если скрежет сохраняется, то можно говорить о том, что запчасти были выбраны или установлены неправильно. В идеале новые колодки не должны издавать никаких посторонних звуков при торможении.
Особенности эксплуатации
Для того, чтобы тормозные колодки прослужили дольше и исправно выполняли функции, нужно соблюдать следующие правила:
- При выборе ориентироваться на ОЕМ-номер детали, которая стояла ранее;
- Отказаться от резкого торможения и агрессивного стиля вождения, поскольку это ускоряет износ колодок;
- Соблюдать правила установки деталей;
- Убедиться в соответствии материала фрикционной накладки климатическим условиям.
Как заказать
В магазинах запчастей огромный выбор тормозных колодок, что на первый взгляд усложняет выбор. Советы по выбору тормозных колодок:
- Производитель. Это может быть компания, выпускающая автомобили, или предприятие, специализирующееся на производстве автозапчастей. Отдавайте предпочтение проверенным маркам.
- ОЕМ-номер. Он написан на самой детали или в технической документации. Производители неоригинальных запчастей прописывают ОЕМ-номера в спецификации. Это помогает быстро найти подходящую деталь. Например, колодки тормозные передние керамические Hanmo HM-77069 (HM77069) для моделей Chery, Jaecoo. ОЕМ-номера 204002139AA; B123501080; T156GN3501080;
- Тип материала фрикционного покрытия. Если в вашем регионе возможны экстремально низкие температуры, или вы предпочитаете агрессивный стиль вождения, выбирайте полуметаллические колодки. В остальных случаях стоит отдать предпочтение керамике. Например, для автомобилей марки Chery можем рекомендовать колодки тормозные передние керамические Hanmo HM-77069 (HM77069). Среди неплохих полуметаллических вариантов — бюджетные тормозные колодки передние JAKKO JKA1012 для Haval Dargo 4WD.
Тормозные колодки всегда заменяются в паре, но не всегда — вкруг. У передних и задних тормозных колодок разная степень износа из-за разницы в нагрузке. Поменять только одну колодку нельзя. Замене подлежат оба элемента на оси. Если на одной оси колодки подлежат замене, а на другой они еще в хорошем состоянии, то можно поменять только неисправные детали.
В интернет-магазине MallLine представлен огромный выбор запчастей высокого качества от ведущих китайских производителей. Вся продукция сертифицирована. Колодки соответствуют установленным стандартам.